Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все налоговые обязательства классифицируют на три большие группы: федеральные, региональные и местные налоги (вводятся в действие нормативно-правовым актом органа власти соответствующего уровня). Ключевое отличие между этими видами в том, что ФН поступают полностью в федеральный бюджет, а после распределяются между нижестоящими бюджетами в виде дотаций и субсидий. А вот региональные и местные налоги и сборы устанавливаются для пополнения казны субъекта, муниципального образования.
Конкретные значения: как узнать
Как мы определили выше, в каждом муниципалитете могут быть индивидуальные правила и нормы налогообложения. Следовательно, налогоплательщикам необходимо своевременно узнавать конкретные значения и установленные порядки, чтобы избежать наказания.
Узнать, какие нормы установлены в конкретном МО или регионе можно в ближайшем отделении ФНС либо на специальном портале. Электронный сервис разработан Федеральной налоговой службой и позволяет бесплатно и без регистрации получить информацию об установленных нормах налогообложения.
Чтобы получить интересующие сведения, потребуется выбрать регион (место нахождения налогоплательщика) и определить вид фискального обязательства. Система формирует сведения на основании утвержденных нормативно-правовых актов.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Какие налоги идут в местный бюджет муниципального образования
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 187-ФЗ)
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Региональные и местные налоги: в какой бюджет платится НДФЛ
Уже не одно столетие налоговая система считается одним из самых надежных способов наполнения бюджета страны. Так вышло, что именно налоги становятся основой государственности, позволяя формировать расходную часть бюджета. Так было тысячи лет назад, так устроено государство и сегодня.
Интересно почитать: Собеседование на приеме на работу бухгалтера
После поступления сумма от каждого из этих налогов делится на 2 части в соответствии с пропорциями, закрепленными законодательно. Одна часть – госбюджет. Другая – местные бюджеты. В частности, из федеральных налогов формируются муниципальные бюджеты. Правда, они сами считаются местными, хоть и формируются за счет федеральных поступлений.
В определении, каким является налог на имущество – местный или региональный – выделяют только местную трактовку. Взносы в бюджет делают все собственники, которые имеют в своей собственности имущество, являющееся объектом.
В представленных вопросах можно выделить следующие определения и факторы:
- плательщиками являются все собственники – если объект недвижимости имеет несколько долевых владельцев, уплачивать сбор должен каждый;
- объектом выступает любая недвижимость, прописанная в статье 401 НК РФ – жилое или нежилое помещение, гараж или машино-место, единый комплекс, сараи и прочие хозпостройки;
- оплата происходит до 1 декабря года, последующего за расчетным периодом – рассчитывается на основании имеющейся кадастровой стоимости на 1 января следующего года за расчетным периодом;
- ставки представляются, как 0,1%, 2% и 0,5% — для жилых объектов и хозяйственных построек, для объектов из списка статьи 378 НК РФ и для остального имущества, соответственно.
Местные налоги и сборы в 2021 году по наличию имущества могут быть уплачены за три предыдущих периода – за 2021, 2021, 2018 года.
Имущественные обязательства для граждан
Так, к местным налогам и сборам относятся обязательства, регламентированные в 32 главе НК РФ. ИН должны уплачивать все граждане, в собственности которых имеется недвижимость. Например, жилые дома, квартиры, гаражи, прочие сооружения и здания, а также объекты незавершенного строительства.
Предельно допустимые имущественные местные налоги и сборы 2021, перечень ставок:
- 0,1 % — для объектов незавершенного строительства площадью до 50 м², власти могут снизить ставку до 0 %, или увеличить до 0,3 %;
- 2 % — для недвижимости, стоимость которой свыше 300 мнл рублей, либо недвижимости, которая закреплена в перечне п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
- 0,5 % — для остальной недвижимости.
Повторимся, что это только рекомендованные значения. Власти МО могут утвердить иные процентные ставки либо утвердить перечень льгот.
Комментарий к статье 41 БК РФ
1. В соответствии с п. 4 ст. 20 Кодекса налоговые и неналоговые доходы образуют первую единую для всех бюджетов бюджетной системы РФ группу доходов бюджетов, а безвозмездные поступления — вторую такую группу. При этом в п. 5 указанной статьи определены перечни подгрупп доходов бюджетов, являющихся соответственно налоговыми и неналоговыми доходами бюджетов.
2. Согласно п. 1 ст. 12 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. от 29 июля 2004 г. ) в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
——————————— СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3231.
Согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.) к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
К региональным налогам в соответствии со ст. 14 НК РФ относятся налоги: на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.
В статье 15 НК РФ установлено, что к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Налоговым кодексом РФ, как предусмотрено в п. 7 его ст. 12, устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 части первой НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Могу ли я узнать, на что были потрачены мои налоги
Проследить, на что конкретно были потрачены ваши 100-500-1500 рублей уплаченных налогов, невозможно. Но можно получить примерное представление, если знать, какие налоги в какой бюджет направляются. Например, если вы получаете «на руки» 1000 рублей, значит, 150 рублей каждый месяц вы перечисляете в бюджет вашего населенного пункта в виде подоходного налога. Примерно по 35-40% от этой суммы тратится на образование и здравоохранение (по 50-60 рублей в месяц), около 15% — на ЖКУ и благоустройство (по 20-25 рублей в месяц), а остальные 10-15% средств – на прочие нужды. Аналогично с налогами на собственность: они полностью поступают в местные бюджеты, и уплаченная сумма будет распределяться по такому же принципу.
35% каждой вашей зарплаты идет в ФСЗН и тратится на выплату пенсий и пособий.
Примерно 2/3 уплаченного НДС поступает в республиканский бюджет и 1/3 – в местные. НДС – это в среднем 20% от ваших трат на любые покупки и оплату услуг. Потратили 1000 рублей на еду, одежду, посиделки в кафе или услуги красоты – заплатили 200 рублей НДС. Из них 130 рублей в республиканский бюджет на госуправление, долги, милицию, армию и пр., 70 рублей – в местный бюджет на образование, медицину и ЖКХ.
Это все очень примерные расчеты. Получить точную информацию о том, на что потрачены лично ваши налоги, невозможно.
Статья 15 БК РФ. Местный бюджет (действующая редакция)
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских, сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.
Налоговая база для земельного сбора
База по рассматриваемому типу сбора определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на начало года, который является налоговым периодом. Если территория поставлена на учет в Росреестр в течение года, то соответствующая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта на момент регистрации в указанном ведомстве.
Стоит отметить, что организации должны определять величину налоговой базы самостоятельно. Источником для получения соответствующих показателей должны быть сведения, включенные в государственный кадастр объектов недвижимости. В составе налоговой базы должен присутствовать каждый участок, которым владеет организация или пользуется на постоянной основе. Аналогично ИП также должны определять соответствующий показатель самостоятельно — в отношении участков, задействуемых непосредственно в предпринимательской деятельности. Источником данных при этом также будет государственный кадастр.
Уплата земельного сбора регулируется статьями 388 и 389 НК РФ. Здесь важно выделить факт, какие налоги идут в местный бюджет, если уплачены они за право собственности земельного участка. Представленные законодательные акты определяют плательщиков. Сборы в бюджет должны вносить все физлица и ИП, имеющие во владении земельные участки на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.
Объектами выступают все земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования с утвержденными сборами представленного характера. Не включены в список объектов местного земельного налога участки, которые признаны ценными культурными и археологическими наследиями, а также музеями-заповедниками. Сборы не взимаются с участков, находящихся в составе общего имущества многоквартирного дома.
Сборы устанавливаются в размере 0,3% от кадастровой стоимости для участков сельскохозяйственного назначения и объектов, которые принадлежат физическим лицам. ИП, использующие землю для своей деятельности, уплачивают сбор в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Сбор оплачивается за целый год владения объектом до 1 декабря года последующего за расчетным периодом.
Функции местных бюджетов
Местные бюджеты выполняют ряд важнейших функций. В числе таковых: формирование капиталов, которые задействуются в целях финансового обеспечения активностей муниципальных органов власти; эффективное распределение соответствующих фондов по различным отраслям муниципального хозяйства; поддержка функционирования экономической системы города или района.
Значимую роль локальные бюджеты играют также и в решении социальных задач — это обеспечение занятости и высокого уровня жизни граждан. Должный уровень финансирования различных учреждений во многом предопределяет качество взаимодействия государства и общества. Например, это может касаться работы муниципальных служб: при недостаточном уровне бюджетной поддержки таковых эффективность работы подобных учреждений может существенно снизиться, равно как и удовлетворенность граждан от пользования соответствующего типа сервисами.
Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):
Финансы муниципальных образований
Правовое регулирование бюджетного процесса в муниципальном образовании
Правовое регулирование местного налогообложения в России
Составление проекта местного бюджета
Рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
Современные механизмы налогового стимулирования экономики города Москвы
Аутсорсинг как метод совершенствования организационных структур местных администраций
Дотации и покупательная способность населения в мегаполисе
Предмет ведения и полномочия местного самоуправления
Налог на недвижимость и местное самоуправление
Местное самоуправление — полномочия и дотации
Слово «бюджет» в переводе со старого английского означает «кошелек». Как нам хорошо известно, в кошелек складывают денежные средства (это доходы бюджета) и вынимают, расставаясь с ними (это расходы). Муниципалитеты должны все доходы и расходы осуществлять сугубо из этого кошелька – местного бюджета, который они самостоятельно утверждают и исполняют.
Посмотрим вначале, что же есть в кошельке наших муниципальных образований. По логике, государство должно мудро предусмотреть достаточность доходной части бюджета муниципалитета, чтобы обеспечить возможность органам местного самоуправления решать вопросы местного значения для жизнеобеспечения населения.
Муниципалитет может положить в свой кошелек средства не от любых доходов (иначе они превратились бы в коммерческие фирмы, наживающиеся, прежде всего, на населении), а только от тех, которые предусмотрены законом – Бюджетным кодексом РФ. К таким доходам муниципалитета относятся налоговые и неналоговые поступления.
В местный бюджет зачисляются местные налоги и отчисления от федеральных и региональных налогов. Местных налогов всего два – это земельный налог и налог на имущество физических лиц. Особого наполнения муниципальному бюджету эти налоги не приносят. В муниципальном кошельке, по данным Минфина России, они занимают всего 12,2 %, хотя есть и другие цифры: доля земельного налога в доходах бюджета муниципалитета составляет 3%, а доля налога на имущество физических лиц – 0,3%. При этом, по ряду экспертных оценок, почти 80% земли в России выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности (земли запаса, лесной фонд, военные объекты и др.), что лишает муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога, а выпадающие доходы не компенсируются.
Заместитель главы города Курчатов Курской области задал резонный вопрос: к кому обращаются органы государственной власти, призывая эффективно использовать землю, если из 5 тысяч гектаров земли только 40 га принадлежит муниципалитету и 0,7 га – области? Причем эти земли находятся под школами, больницами и тому подобными объектами (Состояние и перспективы реализации реформы местного самоуправления. Аналитический вестник Совета Федерации. 2008. № 21/366).
Получилось, что государство дало местному самоуправления «три копейки» и сказало в ст. 12 Конституции: «Ты самостоятельно!». Львиную долю доходной налоговой части местного бюджета составляют отчисления по установленным нормативам от федеральных и, по усмотрению субъекта РФ, от региональных налогов. Доля межбюджетных трансфертов в объеме всех доходов местных бюджетов приближается к 60%. Своеобразное «кормление с господних рук». Местные бюджеты полностью зависят от финансовой помощи органов государственной власти. И никакой самостоятельности при таких условиях и быть не может. Наиболее зависят местные бюджеты от поступлений по федеральному налогу на доходы физических лиц. Эти поступления составляют около 70% налоговых доходов местных бюджетов. Такая зависимость от одного налога, как, впрочем, и вся сложившаяся схема распределения налогов, не стимулируют муниципалитеты к развитию собственной экономики, расширению налогооблагаемой базы. Из режима активного поиска дополнительных ресурсов муниципалитеты переходят в режим ожидания финансовой помощи «сверху».
Наименование и коды платежей в местный бюджет
Виды местных налогов и сборов включает в себя дополнительные выплаты за недвижимость по имеющейся на момент начисления суммы (на 1 января следующего года) кадастровой стоимости объекта. Уплачивают представленный вид сборов организации, которые имеют в своей собственности следующие виды объектов:
- центры административного или торгового вида;
- помещения с офисами;
- принадлежащие иностранным гражданам;
- жилые дома и помещения на балансе у компании.
Оплачивают организации положенные им выплаты до 1 декабря последующего года за расчетный период. Ставки зависят от кадастровой стоимости объекта и представляются в полной мере в таблице.
В вопросах, какие налоги федеральные, региональные и местные, последние занимают спорную позицию. Так, здесь выделяют торговый сбор, включающий в себя вложения в бюджет за рекламу, за осуществление экономической и предпринимательской деятельности, местные лицензионные сборы и прочее. Торговый сбор – это местный налог, но он регулируется статьями 411 и 412 НК РФ. Плательщиками выступают ИП или организации, которые занимаются торговой деятельностью.
Объектом сбора выступает использование предпринимателями площади для осуществления своей деятельности. Период для расчета – квартал года, поэтому вносить взносы следует до 25 числа месяца следующего за окончанием квартала. Ставка не может превышать 550 рублей за 1 кв. м. используемой площади. Муниципалитет имеет право устанавливать свои ставки, что подтверждается нормативными правовыми актами, подписанными главой.
Как исчисляются налоги местного бюджета, были описаны выше. Общая характеристика местных налогов позволяет посчитать самостоятельно сумму для уплаты на имеющееся имущество или осуществленную коммерческую деятельность. Можно привести следующие примеры расчета местных налогов:
- У компании есть в собственности административно-торговый центр площадью в 110 кв. м. и кадастровой стоимостью в 3 млн. 600 тыс. рублей. Ставка для этой суммы – 0,1%. Получается, что ежегодно компания выплачивает 3600 рублей.
- Физическое лицо имеет земельный участок сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость объекта – 570 тыс. рублей. Ставка в данном случае 0,3%, в результате чего собственник платит ежегодно 1710 рублей.
- Физическое лицо имеет в собственности жилой дом, в котором он проживает. Кадастровая стоимость объекта 2 млн. 100 тыс. рублей. Действующая процентная ставка в данном случае – 0,1%, поэтому собственник ежегодно уплачивает 2100 рублей.
- Организация занимается торговлей, снимая в аренду помещение размером в 23 кв. м. Ставка составляет 457 рублей за 1 кв. м. Значит, ежеквартально предприниматели уплачивают сбор в размере 10511 рублей.
Аналогичным образом можно вычислить все оставшиеся виды сборов, которые должен уплачивать гражданин России, если он является налогоплательщиком.
Представленная выше общая характеристика местных налогов и сборов частично дает объяснение, как осуществляется порядок выплаты сборов. Полный перечень правил и основ приведен в статье 58 НК РФ. В этом акте, который устанавливает местный налог, перечислены следующие основы:
- Местные налоги вводятся в действие, когда плательщик подает сведения в уполномоченный орган о приобретении или получении объекта в собственность, а также о начале коммерческой деятельности.
- Местные налоги и сборы обязательны к уплате по ставкам, утвержденным муниципалитетом.
- Местные налоги и сборы устанавливаются государством и регламентируются местными нормативными актами.
- Порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и дополнительными нормативными актами.
- Плательщик должен уплатить сбор в течение месяца со дня получения квитанции от уполномоченного органа, если другое не предусмотрено законодательством. К примеру, сборы по собственному имуществу можно вносить до 1 декабря, при этом квитанция может прийти и весной наступившего года.
Изучая примеры местных, региональных и федеральных налогов, выделяют отличительный сбор – торговый, который требует обязательной подачи декларации по окончании квартала. В остальных видах подобного делать не придется, если у плательщика не изменилась ситуация в отношении прав собственности.
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Местные налоги и сборы в 2020 году
В России выделяются две большие группы физлиц, обязанных выплачивать налоги на полученные трудом доходы. Первые – резиденты страны, которые проживают в Российской Федерации 183 дня и более в течение двенадцати месяцев, следующих подряд. Вторые – это нерезиденты, которые при этом трудятся и получают доход, находясь на территории страны.
Согласно российскому законодательству, существует два главных объекта, которые облагаются НФДЛ. В первую очередь, это прибыль, которую в течение отчетного срока получает резидент России, независимо от того, где находится её источник – на территории страны или вне её.
Ещё один объект – прибыль нерезидентов страны, которые, тем не меняя, черпают её из российских источников. Кроме трудовых доходов сюда включаются:
- Деньги, выплаченные за работу по официальной договорённости.
- Доходы от реализации своего имущества, долей в организациях, акций и так далее.
- Средства, вырученные за эксплуатацию права автора на интеллектуальную или иную собственность.
- Осуществление сдачи в аренду имущества, находящегося в России.
По закону, самостоятельно должны декларировать доход:
- Лица, ведущие частную практику (адвокаты, частные детективы, нотариусы).
- Лица, которые получили нетрудовой доход от продажи или аренды имущества.
- Граждане, доход которых перечисляется из источников, находящихся за пределами страны.
- ИП-шники.
- Люди, получившие вознаграждение из источника, не имеющего статуса налогового агента.
- Наследники авторов изобретений, произведений науки или искусства, получающие вознаграждения.
- Граждане, выигравшие денежные средства в играх (лотереях), основанных на риске.
Важный момент – ежегодно крайним сроком для того, чтобы самостоятельно задекларировать доход, установлено 30 апреля.
Несмотря на то, что НДФЛ облагаются любые средства, подходящие под определение «доход», НК России включает в себя конкретный список доходов, которые налогом не облагаются. Получает ли эти доходы резидент или нерезидент страны – в данном случае роли не играет. В перечень таких доходов относят:
- Денежные пособия по беременности и родам, алименты.
- Пенсионные начисления лицам, достигшим законодательно установленного возраста для выхода на пенсию или признанным нетрудоспособными экспертизой.
- Компенсация за ущерб здоровью работника.
- Подарки стоимостью менее 4 000 рублей, полученные сотрудником или бывшим сотрудником (пенсионером) от работодателя.
- Материальная помощь в размере менее, чем 4000 рублей, полученная сотрудником или бывшим сотрудником (пенсионером) от работодателя.
- Материальная помощь малообеспеченным семьям, статус которых подтверждён государством.
- Оплата из чистой прибыли работодателя медицинской помощи для своего сотрудника или членов его семьи.
- Вознаграждения донорам крови.
- Компенсация за ущерб здоровью работника.
- Компенсация стоимости путёвок в санатории и прочие учреждения, связанные с оздоровлением граждан (кроме туристических).
- Расходы на повышение профессиональной квалификации сотрудника.
- Оплата переподготовки, получения образования или профессиональной подготовки сотрудника.
- Стипендии, получаемые студентами высших образовательных учреждений.
- Гранты на образовательную или научную деятельность.
- Компенсация в связи с увольнением, сумма которой не больше, чем троекратный размер среднемесячной зарплаты (шестикратный размер для жителей Крайнего Севера).
- Материальная помощь семье умершего сотрудника.
- Материальная помощь, выплаченная гражданам, пострадавшим от стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации.
- Денежные средства, переданные пострадавшим от террористических нападений.
- Компенсация сотруднику расходов по уплате процентов по кредиту на строительство или покупку недвижимости.
Физические лица, получающие доход (денежные средства) обязаны отказаться от его части в пользу государственного бюджета по установленной ставке. Эта отчуждаемая часть и считается подоходным налогом, который является прямым и основным для всего населения России.
Отметим, что такой налог платят не только лица физические, но и юридические
Расчёт суммы, которая полагается для уплаты в государственную казну, производится на основании двух базовых величин:
- налоговой (финансовой) базы;
- налоговой ставки.
Поговорим об этих важных понятиях.
Все платежи, администрируемые ФНС, при зачислении в казну классифицируются по коду бюджетной классификации. То есть при перечислении средств в бюджет налогоплательщик в платежном поручении или в квитанции указывает КБК, который соответствует конкретному фискальному обязательству.
Обязательства, зачисляемые в казну муниципалитета, можно определить по 12 и 13 символу, 20-значного кода бюджетной классификации. Так, при перечислении в КБК указывают значение «03» (именно по 12-13 знакам).
Повторимся, что зачисляются практически все налоги в местный бюджет, перечень приводить не имеет смысла. Так как часть поступлений федерального или регионального бюджета возвращается субсидиями или иными трансфертами в муниципальную казну. Однако считать все фискальные обязательства и сборы муниципальными в корне неправильно.
Определим, какие платежи к местным налогам относятся. То есть какие налоговые обязательства зачисляются напрямую в казну муниципалитета. Итак, местные налоги, перечень:
- земналог;
- торговый сбор;
- НО на имущество физических лиц.
Теперь рассмотрим характеристику каждого из перечисленных налоговых обязательств.
Налоги при разных режимах налогообложения
Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:
- ОСНО — общий режим налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
- Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).
Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.
При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:
- УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
- УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.
Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.
Понятие местных налогов и сборов
Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.
Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.
Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.
Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.
Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.
Рассмотрим, в федеральный бюджет, какие налоги уплачиваются. Федеральными налогами являются:
- НДС (налог на добавленную стоимость) – часть добавленной стоимости, взыскиваемая государством на всех стадиях производства и сбыта продукции, работ и услуг по мере реализации.
- Акцизы – налог, которым облагаются товары массового потребления (табак, алкоголь и др.) приобретаемые внутри страны.
- НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – налог, взыскиваемый государством с доходов граждан.
- Налог на прибыль – платят все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
- Налог на добычу полезных ископаемых – взыскивается государством с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся недропользователями.
- Водный налог – платят организации и ИП, использующие в реализации своей деятельности водные ресурсы.
- Сбор за пользование животным миром – взимается с организаций и ИП, использующих в своей деятельности различные виды животных.
- Сбор за пользование объектами водных ресурсов – взимается государством с коммерческих структур, занимающихся промышленным рыболовством.
- Госпошлина – денежный сбор, который граждане уплачивают за выполнение уполномоченными органами определенных функций и действий, в предусмотренных законодательством размерах.